Как бомбили наши Давыдовичи


В одной из своих первых статей, касаемо истории наших Давыдович - «Июнь 1944-го», я высказывал предположение: «Похоже наши даже бомбили Давыдовичи. Помню, в Карёмке на чьем-то огороде в 70-х годах прошлого века мороз выдавил авиабомбу. Саперы взорвали её потом в ровке, идущем от Сутоцкого купела к Будлянке. Получилась аккуратная воронка в рост человека. Сколько лет пахали и не цепляли эту цацку».

Оказывается, в самом деле бомбили, да ещё как бомбили. В газете «Звязда» в номере от 27.05.2024 я отыскал вот такую статью «У Слаўгарадскім раёне вяртаюць з забыцця невядомых герояў», а в ней вот такую информацию:

Асобная тэма - самалёты. Апошнім часам пошукавікам у архіўных базах даных часта стала трапляць інфармацыя пра збітыя падчас Вялікай Айчыннай вайны над Магілёўскай вобласцю савецкія самалёты. Напрыклад, 29 сакавіка 1944 года адразу чатыры бамбардзіроўшчыкі Пе-2 разбіліся ў раёне вёсак Пусты Асавец Магілёўскага раёна, Лісічнік — Быхаўскага, Бясчынне — Чавускага, Іванішчавічы — Слаўгарадскага — усяго ў радыусе пяці кіламетраў. Яны бамбілі варожыя артылерыйскія пазіцыі, каб дапамагчы чырвонаармейцам прарвацца. І паляглі літаральна за некалькі соцень метраў адзін ад аднаго.

Дальнейшие поиски привели на сайт в ВК «Поисковый клуб «ВИККРУ». Вот статья от 15.02.2023 «Пикирующие бомбардировщики ПЕ-2. Хроника одного дня».

Эта история началась с обращения на нашей страничке "ВКонтакте" Раисы Ковыршиной с просьбой найти захоронение ее родного дяди - летчика 54-го бомбардировочного авиаполка (далее - бап), погибшего на Могилевщине в 1944 году...

В результате изучения материалов архивов, опроса местных жителей и разведывательно-поисковых мероприятий группой «Крылья Победы» поискового клуба «Виккру» на пересечении четырех районов – Чаусского, Быховского, Славгородского и Могилевского – в радиусе 10 кв. км обнаружены места падения четырех самолетов Пе-2.

Март 1944 года. Вот уже полгода наши войска ведут позиционные бои на рубеже реки Реста и ее притока Будлянки в Могилевской области. После наступательной Смоленско-Рославской операции в сентябре – октябре 1943 года Красной армии требовалось пополнить войска личным составом, вооружением и техникой. В свою очередь противник сооружает глубоко эшелонированную линию обороны. Любые атаки наших войск с целью прорыва немецкой обороны сразу накрывают шквальным артиллерийским огнем, после чего враг контратакует. Неся большие потери, наши отступают на прежние позиции. Близится весна: тает снег, вскрываются ото льда реки, на дорогах распутица. В это время командование Красной армии решает провести 30 марта наступление в направлении города Могилева. Для достижения успеха в этой операции решают привлечь авиацию. Так, 16-я Воздушная армия на 29 марта 1944 года ставит задачу 3-му бомбардировочному авиационному корпусу массированными авиационными ударами уничтожить артиллерийские и минометные позиции, скопление техники, а также нанести максимальный урон живой силе немцев в районе дд. Сутоки, Александров, Лисичник, Давыдовичи, Красный Осовец, Дубровка, Кутня. Согласно боевым донесениям, командир корпуса генерал-майор Афанасий Зиновьевич Каравацкий решил возложить выполнение задачи на 54-й бап 301-й бомбардировочной авиадивизии (далее – бад) и 779-й бап 241-й бад, их будут прикрывать истребители 248-го истребительного авиаполка и 286-й истребительной авиадивизии.

Вылеты осуществлялись группами в три этапа:

первый – 9.30–10.00;

второй – 14.30–18.00;

третий – 18.00–18.30.

На бомбардировку летало 19 групп по шесть – девять Пе-2. Каждая произвела 135 самолетовылетов, общий налет бомбардировщиков составил 223 часа. В результате бомбардировки уничтожено 2 склада артиллерийского вооружения, 2 танка, 3 орудия, 5 землянок, 2 блиндажа, 1 убежище, 35 жилых домов, 5 оружейных окопов, 12 машин, 5 пулеметных точек, 200 погонных метров окопов, 23 попадания в траншеи и до 200 человек личного состава противника. Нашими истребителями были сбиты 2 самолета: Фв-190, Ме-109.

Не обошлось и без наших потерь. В третьем вылете зенитками противника сбит Пе-2, экипаж 54-го бап: летчик – мл. лейтенант Игорь Алексеевич Ханжин, штурман – мл. лейтенант Александр Федотович Дресвянников, радист-стрелок – сержант Павел Мовсесович Джевадов. Самолет упал в районе д. Красный Осовец Быховского района.

Огнем истребителей противника сбиты три Пе-2:

первый – экипаж 54-го бап: командир – мл. лейтенант Мефодий Ермолаевич Мижеев, штурман – мл. лейтенант Федор Иванович Ковыршин, радист-стрелок – сержант Журавлев. Самолет упал северо-восточнее д. Иванищевичи Славгородского района. Один член экипажа выпрыгнул с парашютом;

второй – экипаж 779-го бап: командир – мл. лейтенант Александр Харитонович Черемисинов, штурман – мл. лейтенант Борис Федорович Сосунов, радист-стрелок – сержант Иван Петрович Колюжный. После повреждения стабилизатора самолет, перевернувшись, падал в районе цели, очевидцы наблюдали трех парашютистов;

третий – экипаж 779-го бап: командир – мл. лейтенант Иван Степанович Галкин, штурман – мл. лейтенант Иван Николаевич Фомин, радист-стрелок – рядовой Василий Архипович Солоцкий. Самолет с горящим мотором отвалился от строя и пошел со снижением, но посадки его не наблюдали.

Все члены четырех экипажей, кроме сержанта Журавлева, числятся не вернувшимися с боевого задания. Журавлев выпрыгнул из самолета с парашютом и добрался до своего полка, где продолжил летать. Но, видимо, судьбу не обмануть: его самолет был сбит в апреле 1945 года в небе над Германией. Все члены экипажа погибли.

После ряда проведенных разведок в район падения самолета у д. Красный Осовец среди обломков самолета найдена номерная деталь двигателя ПФ 31-299. В дальнейшем поиске на форуме российского поискового объединения «Тризна» нам оказал большую помощь Михаил Панчишин. Из архивных документов следует, что двигатель с таким номером поступил в 301-ю бад, в который и входили два из разбившихся 29 марта 1944 года самолета 54-го бап.

Экипаж самолета под командованием мл. лейтенанта А. И. Ханжина упал у д. Красный Осовец, а второй – под командованием мл. лейтенанта М. Е. Мижеева – ушел в сторону нашей территории на 10 км и упал у д. Малый Грязивец (неподалеку от хутора Комарин).

В 2023 году поисковым клубом «Виккру» будут продолжены работы на местах падения этих четырех самолетов с целью поиска идентификационных номеров каждого самолета, установления экипажей, а также увековечения мест падения и гибели наших летчиков.

Александр Клёмин, руководитель поисковой группы «Крылья Победы».

А вот про одного члена экипажа вот этого Пе-2 мы уже где-то слышали (читали):

второй – экипаж 779-го бап: командир – мл. лейтенант Александр Харитонович Черемисинов, штурман – мл. лейтенант Борис Федорович Сосунов, радист-стрелок – сержант Иван Петрович Колюжный. После повреждения стабилизатора самолет, перевернувшись, падал в районе цели, очевидцы наблюдали трех парашютистов;

Интересную историю рассказал бывший летчик москвич В.И. Ильин. 29 марта 1943 года над местечком Давыдовичи близ Могилева в воздушном бою был сбит советский самолет. Пилотировал его младший лейтенант Иван Колюжный.

Однополчане тяжело переживали потерю боевого товарища. Ваня Колюжный был комсоргом эскадрильи, писал стихи и часто читал их в кругу друзей. В полку его хорошо знали и любили. Не хотелось верить, что он погиб. Хотя один из летчиков, летавший с ним на задание, утверждал, что видел, как от падающего самолета уже над самой землей отделилась фигура пилота...

Спустя год Могилев был освобожден. Командование дивизии решило разыскать место падения самолета. Обломки самолета действительно нашли, но среди них останков пилота не было... Зато в нескольких километрах от этого места, на деревянном указателе, стоявшем на перекрестке дорог, неожиданно прочли надпись: "Колюжный"... Возможно... Возможно, Колюжный успел выпрыгнуть из подбитого самолета с парашютом и остался жив. Может быть, это о нем вспоминал узник Заксенхаузена В.Усиков, может быть, это ему посвятил акростих неизвестный автор, а может быть, это он и был автором этих стихов...

Не совпадает год падения самолёта звание и должность погибшего лётчика. Но совпадений то сколько!?

Колюжный Иван Петрович

Воинское звание: сержант

Последнее место службы: 779 бап 3 бак

Дата выбытия: 29.03.1944

Причина выбытия: пропал без вести


А теперь попытаемся разобраться кто, что, где и как бомбили. В нашем случае бомбили с горизонтального полета. А это означает, что точность попадания так себе. Самолет Пе-2 был фиктивным пикировщиком, а в реальности это был обычный горизонтальный бомбардировщик. И практически мало кто из строевых летчиков умел на нем бомбить с отвесного пикирования. Летчикам с упавших у нас самолетов было от 20 до 26 лет. И как вспоминал один из бывалых пилотов: «Чтобы разнообразить тактику, надо было мастерски летать и владеть навигацией, а наши молодые летчики и штурманы пока радовались, только когда прилетали на свой аэродром».

Оперативная обстановка на нашем участке фронта:

Данные авиаразведки:

Попробуем разобраться с нашей авиацией. Боевую задачу в районе Давыдович выполняли:

✔ 54бап (бомбардировочный авиационный полк) 301бад (бомбардировочной авиационной дивизии) 3бак (бомбардировочного авиационного корпуса) 16ва (воздушной армии);

✔ 779бап и 128бап 241бад 3бак 16ва.

Боевые задачи авиационным частям. Решение командующего 16 воздушной армии:

Боевая задача 3 бак:

Боевая задача 54 бап:

Боевая задача 128 бап:

Ближе к вечеру этот полк получил новую задачу:

На цели заходили с юго-запада (аэродромы в районе Гомеля). Бомбили под прикрытием истребителей с высоты 1700-2100 метров с горизонтального полета, по ведущему в звене, серийно. Уход – с правым разворотом.

А вот так эти задачи выполнялись:

Для выполнения боевой задачи восточнее Давыдович привлекались самолёты 6сак (смешанного авиационного корпуса) 16ва:

Потери 3 бак:

Настораживает только одно обстоятельство: а что же это за самолёт, который упал у нас на Подгорелице?


Список используемых источников

1. ЗВЯЗДА | У Слаўгарадскім раёне вяртаюць з забыцця невядомых герояў

2. Поисковый клуб «ВИККРУ» | Пикирующие бомбардировщики ПЕ-2. Хроника одного дня

3. Уголок журнала «Воин России» | Плененные строки

4. Память Народа


06.06.2024 | Евгений Антонович Минин