Истребители в нашем небе 29 марта 1944-го. Часть 3


Внимание: возможное появление запрещенной нацистской атрибутики и символики в данных материалах не является пропагандой нацизма и фашизма, так как они являются предметами исторического исследования о событиях Второй мировой войны.

В своей статье Истребители в нашем небе 29 марта 1944-го. Часть 2 я писал:

Окрестности Давыдович и соседних деревень бомбили, как минимум, 4 бомбардировочных полка и 1 полк штурмовиков. Прикрывали их работу истребители не менее 7 полков. Немцев в небе было не меньше, по крайней мере, истребителей. А ещё выше парил ФВ-189 «Flugauge» — нем. «Летающий глаз», а по-нашему «Рама». А сколько настоящих воздушных асов, в том числе Героев Советского Союза взирали сверху на нашу, перепаханную бомбами, земельку? Вот бы ещё до немецких архивов добраться.

До немецких архивов не добрался, а вот на просторах интернета кое-что откопал.


12 советских самолетов, сбитых 29 марта 1944 года летчиками 51-й истребительной эскадры «Мёльдерс» (нем. Jagdgeschwader 51 «Mölders», (JG51)) люфтваффе. И почти все в наших краях. Пять самолетов сбил в этот день лейтенант 3-й группы JG51 Вальтер Вефер (Walther Wever).

Вальтер Вевер (Вефер) (16 января 1923 – 10 апреля 1945) был летным асом во время Второй мировой войны. Когда Вальтеру Веверу было 12 лет, его отец - первый начальник Генерального штаба вновь созданных люфтваффе генерал-лейтенант авиации - погиб в авиакатастрофе 03.06.1936 г. Вальтер Вевер присутствовал на похоронах своего отца в Берлине.

После окончания летной подготовки он в звании лейтенанта в начале июня 1943 г. прибыл в 3./JG51, действовавшую на Восточном фронте. Первую победу Вевер одержал утром 19 июня, сбив «Бостон». Затем в августе немецкий летчик сбил еще восемь самолетов, в том числе 2 августа в двух вылетах — два Ил-2, а вечером 30 августа в одном вылете — еще два штурмовика. Вечером 1 сентября он достиг рубежа в десять побед, снова сбив Ил-2.

Его счет продолжал расти. Так, вечером 5 сентября на счету Вевера в течение пяти минут было три Ил-2, 14 сентября в двух вылетах — Ил-2 и МиГ-3, а утром 30 сентября в одном бою - еще пара Ил-2. Днем 15 декабря он преодолел планку в 20 побед, сбив в одном вылете Ил-2 и Як-9. 20.03.1944 г. его наградили Германским Крестом в Золоте, а 29 марта он превысил рубеж в 30 побед, сбив в двух вылетах Ла-5, два Пе-2, Ил-2 и Як-7. 9 мая Вевера назначили командиром 3./JG51. В тот же день он сбил над Польшей американский В-17. Вечером 24 июня он одержал 40-ю победу, сбив очередной Ил-2.

Днем 20 июня немецкий ас сбил Ла-5 — это была его 44-я и последняя победа. 10 июля его Bf- 109G-6 W был сбит зенитным огнем, Вевер получил тяжелое ранение в ногу, которую затем ему пришлось ампутировать. 28.01.1945 г. его наградили Рыцарским Крестом. Несмотря на потерю ноги, он добился разрешения летать. После переподготовки на Ме-262, его в феврале в звании обер-лейтенанта назначили командиром 7./JG7. 10 апреля в ходе атаки соединения В-17 в районе г.Нойруппин, Германия, его «Мессершмитт» был сбит, и Вевер погиб. В тот день люфтваффе потеряли несколько пилотов Me-262. Американцы окрестили тот день "великой реактивной резней". Всего Вальтер Вевер совершил 250 боевых вылетов, и среди сбитых им самолетов было 24 Ил-2.


И пусть вас не смущает загадочный населённый пункт Чавузи (Чаузи). В версии оригинала он записан как Chavusy.

Кроме Вальтера Вевера отличились в тот день в нашем небе и другие пилоты JG51.

Эрих Лайе (Erich Leie). Ас-истребитель. Всего он совершил 500 боевых вылетов и одержал 118 побед, из них 76 — на Восточном фронте. Среди сбитых им самолетов были 32 Ил-2, 30 «Спитфайров» и один четырехмоторный «Галифакс».

Днем 7 марта 1945 года в ходе вылета над Чехией он сначала сбил Ла-5, а затем через 35 минут — Як-9, одержав 118-ю и последнюю победу. Через несколько мгновений в его Bf-109G-14/AS W неожиданно врезался другой Як-9, сбитый выше кем-то из немецких пилотов. Сцепившись, оба истребителя падали вниз. На высоте около 70 метров Лайе сумел покинуть самолет, но купол его парашюта уже не успел раскрыться. Посмертно ему присвоили звание оберст-лейтенанта, а также представили к Рыцарскому Кресту с Дубовыми Листьями.

Герберт Барейтер (29 июля 1914 – 30 апреля 1945) был асом-истребителем времен Второй мировой войны. Барейтеру приписывали сбитие в общей сложности 55 самолетов противника. Все победы, которых он добился, были зафиксированы над Восточным фронтом.

30 апреля 1945 года во время штурмовки советских позиций в районе г. Пазевальк в 47 км восточнее Нойбранденбурга, его FW-190 был подбит зенитной артиллерией. Самолет врезался в дерево, и Барейтер погиб. 05.05.1945 г. его посмертно наградили Рыцарским Крестом.

Курт Лёффлер из 1 отряда JG51 не такая известная личность, но и на его счету было 17 воздушных побед. 18 сентября 1944 года лейтенант Курт Лёффлер был сбит в районе Модлина, тяжело ранен и уже не воевал.

Основными боевыми единицами в люфтваффе являлись эскадра (нем. Geschwader), группа (нем. Gruppe) и эскадрилья (нем. Staffel). Каждая эскадра включала штабное звено и три или более групп (всего от 100 до 120 самолетов). Ей присваивался номер из арабских цифр, например, JG 51 — Jagdgeschwader (истребительная эскадра) 51. Командовал эскадрой нем. Geschwaderkommodore (сокращенное обозначение — Kdre.).

Эскадра (люфтваффе) примерно соответствовала авиадивизии ВВС СССР.

51-я истребительная эскадра «Мёльдерс» (нем. Jagdgeschwader 51 «Mölders», (JG51)) — эскадра истребителей люфтваффе. В начальный период действовала на Западно-Европейском театре Второй мировой войны, участвовала в Битве за Британию. В этот период являлась одной из лидирующих эскадр по количеству побед. После начала операции «Барбаросса», основные силы эскадры практически беспрерывно участвовали в сражениях Восточного фронта, за исключением непродолжительных командировок на Средиземноморский театр. Всего в течение Второй мировой войны пилоты эскадры одержали около 8000 побед. После гибели бывшего командира эскадры Вернера Мёльдерса получила официальное название «Мёльдерс».

Эмблема 51-й истребительной эскадры

Места базирования штаба истребительной эскадры JG51 "Мёльдерс"

Места базирования I./JG51

Места базирования III./JG51

Места базирования IV./JG51

На момент начала операции Багратион их три базы: Орша (Stabsstaffel и I./JG51), Бобруйск (III./JG51) и Могилев (IV./JG51) располагались по дуге фронта.

Система подсчета воздушных побед люфтваффе предполагала один сбитый самолет, точно определенный фотокинопулеметом или одним или двумя другими свидетелями.

При этом самолет записывался на личный счет только в том случае, если он был зафиксирован разрушившимся в воздухе, объятый пламенем, покинутым своим пилотом в воздухе или зафиксировано его падение на землю и разрушение. Для оформления победы летчик Люфтваффе заполнял заявку, состоящую из 21 пункта. В заинтересовавшие нас таблицы попадала информация, пожалуй, первых 3-х пунктов:

1. Время (дата, час, минута) и место падения самолета.

2. Имена членов экипажа, подавших заявку.

3. Тип уничтоженного самолета.

Заявки на победу заносились в картографическую справку (PQ = Planquadrat), в нашем случае "PQ 35 Ost N /04462". Сеточная карта люфтваффе (Jägermeldenetz) охватывала всю Европу, западную часть СССР и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 минут широты на 30 минут долготы, площадью около 360 квадратных миль (930 км2). Затем эти сектора были разделены на 36 единиц меньшего размера, чтобы получить площадь расположения размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили).

Координаты места падения (сбития) неприятельских самолетов записывались в тех заявках в виде трапецов. В одном из наших случаев – 35Ost/04462

Полный формат системы выглядит примерно так: AB ost CD EFG.

AB - это цифры крупного района (10 на 10 градусов). В нашем случае - 35 ost.

CD - в сочетании с цифрами AB дают точность до 1град на 1 град. В нашем случае – 04.

EFG - разбивают градусный квадрат последовательно на "восемь-девять-четыре" (04462) или "восемь-девять-девять" (04289) частей.


В 3-й и 4-й таблицах, кроме координат места падения сбитых самолетов (трапецов) на сеточной карте люфтваффе, указаны еще и направления и расстояния от населенных пунктов. По этим дополнительным показателям можем предположить, что Ла-5 сбит Вальтером Вевером в 12:10 примерно в районе Бовок, что и подтверждается конвертером карт люфтваффе (Gradnetz):

Ил-2 сбит им в 12:24 примерно в районе Захарполья, что и подтверждается конвертером карт люфтваффе (Gradnetz):

Пе-2 сбит в 16:22 10 км восточнее Чаус. Доступный мне конвертер карт люфтваффе (Gradnetz) не воспринимает цифру 9 в трапеце 04289, т.к. градусный квадрат на сеточной карта люфтваффе разбит последовательно на "восемь-девять-девять", а не на "восемь-девять-четыре" частей, как это делалось до мая 1943 года.

Второй Пе-2 сбит Вевером в 16:30 примерно в районе Лисичника, что и подтверждается конвертером карт люфтваффе (Gradnetz):

Як-9 сбит им в 16:39 примерно в районе Березовки, что и подтверждается конвертером карт люфтваффе (Gradnetz):

Поработаем теперь с первой таблицей. Сразу бросается в глаза, что Эрих Лингенау сбил в 09:03 свой Пе-2 где-то в Украине в районе Рыльска (42563). Пауль Мессмер (14348) и Вернер Принц (14347 и 14349) сбили свои Як-7 в районе Черикова. А вот Эрих Лайе сбил свой Як-7 у нас, но доступный мне конвертер карт люфтваффе (Gradnetz) не воспринимает цифру 7 в трапеце 04457.

Курт Лёффлер сбил свой Бостон III в районе Шеломы (04633):

Херберт Баройтер сбил свой Пе-2 в районе Усушка (04424):

Следует сразу отметить, что трапец – это, отнюдь, не точные координаты, это, скорее всего, примерный район падения сбитого самолета противника. Что и подтверждается примерами поиска по заявкам на победу. Если и был истребитель укомплектован фотокинопулеметом, то место все равно указывал человек, которому в воздухе было не до точной привязки, и он мог ткнуть в карту плюс-минус пол-лаптя. Ошибка до 10-15 км (иногда больше) считается вполне приемлемой, что для наших что для их пилотов.

В заявках указано не только место, но и время. Трудно представить, что летчик во время боя, на коленке, записывал место и время заявки. Выходит, что после вылета, он сидел над картой, с часами и составлял заявку. По данным летчика писарь заполнял типовую анкету. Туда же потом могли вписать и уточнения (например, могли связаться с частями на линии фронта и уточнить факт и место).


PS: Уже после того, как статья была свёрстана, появились сомнения в точности мест падения сбитых самолетов, указанных конвертером карт люфтваффе (Gradnetz) (доступным мне). Список побед зафиксирован в 1944 году и последняя цифра трапеца от 1 до 9, а это означает, что градусный квадрат на сеточной карте люфтваффе разбит последовательно на "восемь-девять-девять" частей. А мне удалось разыскать конвертер карт люфтваффе (Gradnetz), который воспринимает последнюю цифру трапеца от 1 до 4, а это означает, что градусный квадрат на сеточной карте люфтваффе разбит последовательно на "восемь-девять-четыре" частей, как это делалось до мая 1943 года. Можете сами поупражняться с submarine-at-war.ru, меняя последнюю цифру трапеца.


Список используемых источников

1. Wikipedia | Вальтер Вевер (пилот)

2. Wikipedia | Jagdgeschwader 51

3. Wikipedia | Люфтваффе. Военно-воздушные силы Третьего рейха

4. Кёниг-форум

5. Авиаторы Второй мировой. Истребительная эскадра JG51 "Мёльдерс"

6. Авиаторы Второй мировой. Заявленные победы летчиков Люфтваффе

7. Авиаторы Второй мировой. Вальтер Вефер. Список известных побед

8. Jagdgeschwader 51 на newstest.ru | monoreel.ru | mononews.ru

9. Карта люфтваффе

10. Конвертер трапецев Люфтваффе на trizna.ru | submarine-at-war.ru

11. Военная авиация : Вальтер (Walter Wever) | Баройтер Герберт (Herbert Bareuther) | Эрих (Erich Leie)

12. Кавалеры рыцарского креста

13. Воздушные победы Jagdgeschwader 51


27.08.2024 | Евгений Антонович Минин