Чем клеть отличается от осети


Полвека жизни в каменных многоэтажках, работа, связанная с синтезом химического неживого продукта, так и не смогли вытравить из меня здоровый деревенский дух. Многое ещё помню из рассказов отца и деда. Но не попадись на глаза книга белорусского этнографа Е.Р. Романова, так до сих пор и не знал бы чем отличается клеть от осети.

Книга старая, написанная практически на нашем местном материале. Вот что пишет об этом сам Евдоким Романович Романов:

И пусть вас не пугают старые (новые для вас) буквы алфавита и твердый знак в конце некоторых слов. Не так страшен черт, как его малюют.

После реформы 1918 года из русского языка исчезли четыре буквы:

Ѣѣ (ять) — читается «е»

Ѵѵ (ижица) — читается «и»

Іі (і десятеричное) — читается тоже «и»

Ѳѳ (фита) — читается «ф»

Чем тогдашние дворы отличались от современных? В первую очередь количеством хозпостроек. В XX веке оно резко сократилось из-за коллективизации. Зачем строить большие хлев и конюшню, когда осталась, в лучшем случае, одна корова, а кони все ушли в колхоз? Со двора исчезли клеть, амбар, гумно с его ёвней и осетью. Муку или готовый хлеб можно и в сельпо приобрести. Остались жилой дом, теперь более просторный, и один-два сарая.

И ещё одна особенность натурального крестьянского хозяйства. Несколько коров держали не столько в качестве источника молока, а даже больше в качестве фабрики удобрений, получение от коровы навоза - было важной функцией сей скотинки.

У нашего соседа Василёнка баня не сильно отличалась от описанной Е.Р. Романовым. Вот только печка была хоть и примитивной, но уже с дымоходом и встроенным котлом. А в остальном всё как у этнографа: «с кое-каким полом или вовсе без пола (это в холодном примыльнике) и шестом под потолком». Окно было с рамой, но её обычно вынимали во время протопки печи. В чистый четверг в эту баню приходило помыться пол-улицы и детворе находилось место только под полком. Там и сидели и ждали очереди, когда отец освободится и кое-как обдаст чистой водой.

А ведь перед войной в Давыдовичах функционировала общественная колхозная баня. Рассказывали, просторная и вполне приличная. После войны давыдовичский колхоз присоединили к большому совхозу и необходимость в общественной бане просто «отпала».

Интересна участь построек, потерявших своё прямое предназначение в ходе эволюции крестьянского двора. Дедова, скорее всего прадедова, т.к. рублена она была топором и без пилы, осеть (или ёвня) переехала в наш двор и стала истопкой. Затем во дворе появился бетонированный погреб и истопку перенесли в сад, ближе к речке, где она стала баней.

Ещё одно интересное наблюдение. Погреб, в процессе той же эволюции крестьянского двора, выиграл соревнование у истопки.


15.11.2023 | Евгений Антонович Минин